Иван Мельников, SL Soft: Роботы ROBIN позволили компании оставить всего один ПК на Windows
Переход на отечественное ПО — трудоемкий процесс, однако его можно упростить, передав эту задачу программным роботам и ИИ-инструментам. Для этого можно использовать платформу для интеллектуальной автоматизации ROBIN, которая основана на технологиях RPA, ИИ, OCR и IDP. Иван Мельников, директор по продуктам ROBIN компании SL Soft (ГК Softline), на примерах из практики рассказывает, как перечисленные инструменты помогают мигрировать на российское ПО.
Tadviser: Иван, как сейчас происходит импортозамещение в российских компаниях?
Иван Мельников: Последние годы процесс импортозамещения идет очень высокими темпами. В первую очередь, компании мигрируют с зарубежного системного программного обеспечения, на котором базируется ИТ-архитектура организации: операционных систем, баз данных, сред виртуализации. Далее идет замена критически важного ПО, которое является специфическим для разных отраслей и функциональных подразделений. Например, для банков — это АБС-системы, для логистических компаний — TMS (системы управления транспортом), а для конструкторских бюро — чертежный софт.
Использование RPA-платформы существенно облегчает процесс миграции и переноса данных из прежних систем. Мы советуем использовать для этой цели отечественные разработки, которые способны одинаково эффективно функционировать и в старых средах, использующих зарубежные технологии, и в новых, базирующихся, например, на Open source.
Tadviser: Какие задачи возникают перед российскими компаниями при миграции на отечественное ПО?
Иван Мельников: При миграции основная задача — безопасный, быстрый и безошибочный перенос данных. Наш опыт в подобного рода проектах говорит о том, что этот процесс может быть автоматизирован, однако важно предусмотреть период адаптации.
Например, команда ROBIN реализовала проект миграции для одной из грузовых компаний. Сотрудники с момента старта опытно-промышленной эксплуатации сразу начали работать в новой информационной системе и привыкать к интерфейсу. В это же время программные роботы ROBIN дублировали данные из новой системы в старую. Это было необходимо на случай возникновения ошибок — пользователи смогли бы безболезненно вернуться к прежним системам без перебоя в бизнес-процессах, так как те имеют самую актуальную информацию на борту.
Также в одном из крупнейших банков России с помощью ROBIN за несколько месяцев настроили миграцию данных между новой и несколькими старыми системами. Классический подход при решении подобных задач — это доработать имеющийся парк legacy-систем для переноса информации. Но с помощью роботов он был произведен с использованием уже существующих интерфейсов.
При этом важной сопутствующей задачей должна быть подготовка сотрудников к переходу на новое ПО. Компания и команда внедрения (например, партнер-интегратор, вендор или внутренняя команда клиента) организовывают образовательные курсы и готовят обучающие материалы для сотрудников — все это позволит пользователям полноценно работать. И здесь тоже полезны платформы интеллектуальной автоматизации: с помощью них можно легко создавать помощников, которые будут обучены инструкциями по эксплуатации нового программного обеспечения, и смогут оперативно отвечать на вопросы пользователей на естественном языке.
Отдельная тема — это импортозамещение самой RPA-платформы. У ROBIN есть схожий опыт миграции с UiPath и SAP RPA. Во всех этих кейсах клиенты сделали выбор не в пользу конвертора платформы, популярного на первой волне замещения — это когда код и логика процессов переносится на новую платформу As Is, сохраняются переменные и объекты, а предпочли заново построить процессы на ROBIN с учетом всех преимуществ платформы. В моменте может казаться, что это займет больше времени, однако с учетом неидеальной работы конверторов и встречающихся ошибок, а также возможности переосмыслить процессы, клиент оставался в выигрыше. Одна из сильных сторон платформы ROBIN — безопасный и удобный Low-Code/No-Code, которые гарантируют быструю разработку.
Tadviser: А как быть тем компаниям, которые не могут перейти на новую операционную систему из-за несовместимости ПО?
Иван Мельников: Платформа ROBIN способна решить и такую проблему. С помощью технологии интеллектуальной автоматизации можно настроить пользовательский интерфейс — графические кроссплатформенные экранные формы для тех систем, которые работают только на Windows.
У нас уже есть успешный опыт реализации таких кейсов. Например, в одной федеральной компании централизованно провели импортозамещение ОС, однако ключевая legacy-система, с которой работало несколько отделов, запускалась только на Windows. ROBIN решил эту проблему. Теперь, когда сотрудникам надо воспользоваться этой системой, с ней напрямую взаимодействуют только роботы: выгружают отчеты и получают данные. Пользователь же работает с экранными формами на своем рабочем месте в импортозамещенной ОС — такие интерфейсы настраиваются в ROBIN без программирования в конструкторе. Это позволило компании оставить всего один ПК на Windows, которым пользуются лишь роботы.
Кроссплатформенный графический конструктор и процессный движок ROBIN Process можно также использовать для автоматизация сквозных процессов. При переходе на отечественные ИС с зарубежных в первую очередь переносят, как правило, критически важные функции, а более простые процессы можно автоматизировать с помощью ROBIN, что поможет быстрее завершить проект миграции.
Сюда же относится и польза применения роботов для тестировщиков – при каждом обновлении внедряемой ИС роботы могут автоматически проходить основные ветки функциональности и проводить smoke-тесты.
Tadviser: Все ли компании уже прошли путь импортозамещения?
Иван Мельников: Российскими компаниями проделана колоссальная работа для создания и использования импортонезависимых разработок, и в ближайшем будущем замедления этого процесса не предвидится. На опыте ROBIN видим, что у многих клиентов в этом году или следующем запланирована миграция операционных систем и критически важных программ. То есть мы все еще говорим об активной фазе.
Отечественные платформы для роботизации и интеллектуальной автоматизации получили в виде импортозамещения одновременно вызов и возможности — даже те компании, которых устраивали зарубежные платформы, были вынуждены искать аналоги.
В итоге для многих клиентов решение о переходе принесло пользу — они смогли оптимизировать процессы с учетом новых требований к роботизации и автоматизации.