Проекты повышения операционной эффективности предполагают использование множества как современных, так и унаследованных монолитных систем, лежащих в основе операционной деятельности, но не имеющих возможностей расширения. Гиперавтоматизация позволяет оперативно выявлять бизнес-процессы, подходящие для интеллектуальной автоматизации, расставлять приоритеты и развертывать автоматизированные бизнес-процессы, формируя экосистему повышения операционной эффективности. Эксперты и вендоры рынка решений гиперавтоматизации обсуждают особенности развертывания такой экосистемы.
Где и как можно повысить операционную эффективность?
За счет чего можно повысить операционную эффективность? Как отмечает Никита Кардашин, внедрение тех или иных технологий — это лишь часть системной работы по совершенствованию и оптимизации бизнес-процессов: «Во-первых, далеко не всегда оптимизация — это замена людей. Сотрудники и информационные системы могут дополнять друг друга, обеспечивая синергетический эффект. Там, где присутствие человека необходимо, использование инструментов ИИ может быть весьма эффективным. Во-вторых, внедрение и использование технологий должны сочетаться с методологической работой по улучшению самих процессов и не ограничиваться лишь изменением среды их исполнения. В-третьих, целесообразно рассматривать более широкие процессные области и находить их пересечения и взаимосвязи. Часто автоматизация одного узкого процесса не дает того эффекта, который могло бы дать внедрение единой процессной платформы, целиком охватывающей конкретную область деятельности: ИТ-менеджмент, внешние коммуникации, управление активами и т. д. Важно ориентироваться на получение максимального эффекта».
«Сотрудники ежедневно работают с несколькими информационными системами и выполняют большое количество задач вручную, — дополняет Иван Мельников, директор по развитию продуктов ROBIN (SL Soft). — Рост производительности их труда и операционной эффективности обеспечивает гиперавтоматизация, позволяющая находить точечные неэффективные процессы и оптимизировать их с использованием “умных” технологий».
Почему для проектов гиперавтоматизации требуется экосистема?
Реализуя проекты, нацеленные на повышение операционной эффективности, очень важно не ограничиваться развертыванием конгломерата разрозненных продуктов, а сформировать единую экосистему, пронизывающую не только технологические, но организационные и управленческие аспекты, уверены эксперты.
Как подчеркивает Мельников, традиционные подходы приводят лишь к частичной автоматизации: «Охватывается не сквозной процесс, а конкретная задача, к тому же остается ручной труд. Кроме того, очень сложно обеспечить полную совместимость внедряемых по отдельности разнородных компонентов. Ключевое преимущество гиперавтоматизации в том, что все необходимые компоненты уже имеются внутри платформы, полностью совместимы друг с другом и настроены нужным образом». С ним соглашается Галеев: «Классический подход к интеграции разрозненных продуктов чреват большими издержками и, кроме того, не способен предусмотреть ряд особенностей конкретного процесса. Внедряя технологии машинного обучения, Low-code и RPA в качестве промежуточного ПО, можно наладить эффективную коммуникацию между системами и объединить большое количество процессов».
Результаты гиперавтоматизации и сроки их получения?
Бизнес, инвестирующий в гиперавтоматизацию, рассчитывает повысить свою операционную эффективность, причем относительно быстро — за считанные недели и месяцы. Но можно ли так оперативно выстроить экосистему гиперавтоматизации? И какой именно бизнес-результат от нее можно ожидать?
«Благодаря подходу No-code настройка цифровых ассистентов не требует навыков программирования, что в разы сокращает сроки автоматизации по сравнению с классическими подходами, — делится своими наблюдениями Мельников. — Преднастроенные типовые ассистенты и компоненты можно использовать буквально сразу, поэтому такие проекты начинают демонстрировать результаты уже через несколько дней после внедрения».