Машинное обучение
для бизнеса

Машинное обучение - это процесс анализа объема данных алгоритмом с возможностью принятия решения в зависимости от полученного ранее опыта.

Давным-давно

Автоматизация – один из столпов успешного бизнеса еще с 16 века. После появления первых мануфактур, в течение сотен лет компании искали и применяли способы сократить расходы без ущерба качеству продукта. Эксперименты с автоматизацией бизнес-процессов при помощи алгоритмов начались в 1950-х. В 2010-х крупные игроки начали спонсировать и внедрять машинное обучение для бизнеса, а сегодня оно уже доступна каждому – только руку протянуть. В этой статье опишем: как и куда тянуть руку, чтобы безболезненно познакомиться с машинным обучением и роботами.

О технологии

Прежде, чем принимать решение о внедрении, необходимо познакомиться с самой технологией и ответить на вопросы:
  • Что такое машинное обучение?
  • Кто и где учится?
  • В чем отличие алгоритма с машинным обучением от обычной программы?
Машинное обучение – это процесс анализа объема данных алгоритмом с возможностью принятия решения в зависимости от полученного ранее опыта. Существует несколько видов реализации алгоритмов машинного обучения:

  1. Обучение программы на массиве данных: Человек определяет цель и направление работы программы.
  2. Самостоятельное обучение программы: Программа будет знать результат (что правильно, а что - нет), и на основании данных учится искать взаимосвязи, которые приводят к известным результатам.
У пунктов выше нет преимуществ друг перед другом, и каждая реализация предназначена для своего объема бизнес-задач. Различия в применении технологии видны на решении простой задачи:
В одной корзине фермера 10 яиц, где 1 - треснутое. Задача: найти дефектное яйцо:
  • В первом случае фермер должен показать 1000 треснувших яиц алгоритму перед тем, как показать яйца в корзине. Алгоритм найдет дефектный объект, потому что знает, как выглядят трещины во всех вариациях.
  • При самостоятельном обучении программа должна знать: какое яйцо является здоровым, и при анализе сформирует характеристику здорового яйца. При анализе алгоритм выявит дефектный объект, но он может и не знать о том, что дефект является трещиной.

О бизнесе

Капитализация внедрения машинного обучения в бизнесе растет более, чем на 44% каждый год. Динамика такого роста обоснована не только вовлечением крупных компаний в разработку, но и доступность этой технологии для бизнеса любого размера. А что именно может дать машинное обучение такому бизнесу?
  • Автоматизация рутинных процессов.
  • Частичная или полная замена человеческого ресурса.
Ниже приводим один из возможных кейсов применения МО и роботов для оптимизации болезненного процесса без единой строчки программного кода.

Кейс: Служба поддержки

Компания: Онлайн-магазин, количество сотрудников 50+.
Задача: Оптимизировать и ускорить обработку заявок в службу поддержки.
Текущее решение: Сотрудник первой линии поддержки принимает онлайн-заявления через чат или через сообщение электронной почты. Сотрудник поддержки впоследствии либо пытается решить вопрос своими силами, либо передает заявку более компетентному специалисту.
Что делаем: В-первую очередь необходимо сформировать текущий алгоритм действий сотрудника, и потом смотреть - что можно упростить или ускорить:
1
Клиент формирует обращение, где описывает проблему.
2
Сотрудник поддержки рассматривает обращение, принимает решение.
3
Если сотрудник обладает достаточной квалификацией для быстрого принятия решения проблемы - он сообщает о нем клиенту и заявка закрывается.
4
Если сотрудник не может помочь с решением проблемы, то он инициализирует сбор информации по текущему вопросу.
5
Сотрудник передает информацию, заявку, и клиента более квалифицированному специалисту.
6
Далее возможен один из следующих сценариев:
  • Специалист помогает в решении проблемы.
  • Специалист формирует заявку для последующего решения.
Определенный процент обращений ограничивается первыми тремя шагами. В службе поддержки есть сценарии для решения заведомо известных проблем - их можно оптимизировать с помощью машинного обучения. Для сложных сценариев можно автоматизировать сбор информации об абоненте.
Сценарий процесса с использованием программного робота на платформе ROBIN:
1
Клиент обращается в службу поддержки и указывает причину обращения и номер заказа.
2
С помощью машинного обучения робот идентифицирует и категоризирует заявку, классифицируя входящее обращение.
3
Если проблема входит в список возможно известных, то робот: идентифицирует причину, исходя из текста обращения и доступных данных. Отправляет заявителю ответ с решением по заявке.
4
Если проблема не входит в список известных сценариев, то робот собирает всю возможную необходимую информацию о заказе и заказчике, такую как наличие товара на складе, статус доставки, адрес заказчика, кол-во и категория предыдущих обращений заказчика (если такие были), статус оплаты.
5
Используя алгоритм машинного обучения, робот формирует возможное решение по заявке (при достаточном наличии схожих кейсов).
6
Робот формирует заявку и передает известную информацию вместе с описанием и возможным решением специалисту.
7
Решение по заявке сохраняется в базе данных для последующего анализа роботом и его обучения.
Трудозатраты: 20-28 рабочих часов на создание алгоритма.
Результат:
  • Сбор информации о клиенте ( ± 1 минута работы сотрудника).
  • Сбор информации о заявлении (от 2 до 5 минут работы сотрудника).
  • Решение рядовых вопросов (от 1 до 5 минут работы сотрудника).
Оформление заявки по вопросам, которые не могут быть решены первой линией поддержки (от 1 до 2 минут разговора).
Программный робот на платформе ROBIN может выполнить от 5 до 13 минут времени рабо-ты оператора, сокращая время ожидания следующих клиентов и упрощая процесс разрешения рядовых заявок.
Описанный кейс подходит не только для службы поддержки, но и для информирования клиентов или, к примеру, бронирования столика в ресторане. Сбор и анализ обращений заказчиков и данных о них в дальнейшем можно развить как решение машинного обучения для бизнеса и маркетинга. Согласно источникам, более 15% компаний, имеющих службу поддержки, будут использовать машинное обучение для оптимизации работы.

И что с того?

Машинное обучение - это не будущее, а быстро развивающееся настоящее. Это решение подходит для компаний как из 200+ человек, так и из 2-3 человек. Оно не требует получения специальных знаний или большого количества времени. Для успешного внедрения необходимо знать внутренние процессы в своей компании и иметь желание оптимизировать их. Список сфер и областей внедрения ограничивается фантазией предпринимателей.

Читать еще: