• /
  • /

Программные роботы и нейросети не заменят человека на рабочем месте

Чем быстрее развиваются технологии и чем «умнее» становятся роботы, тем больше опасений это вызывает у сотрудников самых разных компаний. Причина — мысли о том, что интеллектуальное ПО скоро сможет выполнять за нас любые задачи: как рутинные, так и творческие.
В 2023 году швейцарская компания Exxas провела исследование, согласно которому около трети респондентов скептически относятся к автоматизации рабочих процессов, а часть из них настроена крайне негативно. Около 55% опрошенных выразили надежду на то, что технологии помогут увеличить производительность труда. Самым непопулярным оказалось мнение о том, что широкое распространение автоматизации открывает новые сферы деятельности.
Давайте разберемся, почему сокращения рабочих мест скорее всего не произойдет

Новые технологии — новые возможности

Появление и развитие инновационных технологий не равно сокращению рабочих мест. Скорее наоборот, повышенный спрос на роботизацию и интеллектуальную автоматизацию бизнеса порождает потребность в новых квалифицированных кадрах, которые смогут управлять этими инструментами. Это проявляется в следующих областях:
1. Развитие и поддержка RPA-систем. Когда компания начинает внедрение RPA в работу, ей становятся необходимы сотрудники или партнеры, которые будут разрабатывать, настраивать и поддерживать роботов. Это это RPA-аналитики и программисты, которые прошли обучение у конкретного RPA-вендора, эксперты в области автоматизации процессов и другие IT-специалисты.

2. Обучение и консалтинг по RPA. Спрос на обучение и консультационные услуги по внедрению RPA также будет расти. Тренеры и консультанты по RPA будут делать все необходимое для успешной оптимизации процессов и обучения кадров взаимодействию с новыми инструментами.

3. Кибербезопасность. При внедрении новых IT-проектов компания должна быть уверена в том, что сможет обеспечить необходимую безопасность этим системам. В ходе бизнес-процессов роботы, скорее всего, будут иметь дело с конфиденциальной информацией, и не допустить ее утечки — это работа для специалистов службы безопасности.

4. Продажи и продвижение ПО. С появлением новых продуктов на IT-рынке и расширением функционала уже существующих решений у вендоров растет потребность в специалистах по продажам ПО. Это не только менеджеры по работе с клиентами, в чьи обязанности входит заключение сделок, но и эксперты в области маркетинга, которые будут продвигать продукт на рынке и делать его узнаваемым.
В приведенных пунктах мы рассмотрели лишь некоторые примеры того, как широкое применение роботизации и интеллектуальной автоматизации способствует появлению новых профессий и рабочих мест. А что будет с существующими сейчас и широко распространенными профессиями?

Важно помнить, что роботы созданы для того, чтобы выполнять рутинную, монотонную работу. На данный момент в компаниях и на предприятиях реализуются схемы, которые сочетают роботизированный и ручной труд — это показатель того, что для выполнения большинства задач присутствие человека обязательно. Мы можем говорить лишь о том, что с применением роботизации и искусственного интеллекта изменится характер бизнес-процессов, а профессии и должности сохранятся. Также будет расти спрос на кадры, которые научились работать с RPA и искусственным интеллектом. Эти навыки помогут выгодно выделиться на конкурентном рынке труда.

Рассмотрим на примерах

Для этого воспользуемся классификацией профессий по предмету труда, разработанной советским психологом Е. А. Климовым. Посмотрим, как использование роботизированного труда может отразиться на каждой из групп работников:
Человек — Техника. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием и проектированием любой техники. Казалось бы, процессы в этой сфере лучше всего поддаются автоматизации и роботизации — и это правда, ведь они требуют точности и жестко стандартизированы. Но роботам необходимо подавать входные данные, а машины — обслуживать, а также следить, чтобы задачи выполнялись верно. Так что без инженеров, конструкторов, механиков, технологов и представителей других технических профессий не обойтись.

Человек — Человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Главное содержание труда в них — эффективное взаимодействие между людьми. Так что даже в мире, наполненном технологиями, сохраняется необходимость личного контакта.
Какие-то задачи успешно делегируют цифровым ассистентам — например, боты уже давно отвечают нам в чатах поддержки и принимают звонки, но в нестандартных и сложных ситуациях на помощь приходят операторы. Программные роботы не обладают способностью к принятию решений, а искусственный интеллект не имеет эмпатии — все это необходимо для продуктивной работы с людьми.

Человек — Природа. K этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Главный принцип при взаимодействии с природой — не навреди. Роботам могут быть поручены аналитические задачи, выполнение расчетов и т. д., но сбор информации и принятие решений остаются за человеком.

Человек — Знак. K этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для них является знаковая система. Виды деятельности из этой группы как нельзя лучше подходят для роботизации и автоматизации. Программные роботы отлично показывают себя в работе с большими объемами данных и в выполнении роли маршрутизатора. Этим они избавляют сотрудников от монотонного ручного труда, который отнимает значительную часть рабочего времени. Бухгалтеры, юристы, экономисты делегируют цифровым ассистентам рутинные процессы за компьютером и получают возможность заниматься своей профильной деятельностью, выполняя стратегически важные задачи.

Человек — Художественный образ. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. На волне популярности ChatGPT и других нейросетей возникают споры о том, сможет ли искусственный интеллект заменить представителей творческих профессий.
Но у нейросетей есть важная особенность — все материалы, сгенерированные ИИ, созданы на основе уже имеющейся информации. Нейросети не могут создавать уникальные произведения искусства, т.к. не обладают творческим мышлением и креативностью — это остается прерогативой человека.

Чем нам могут быть полезны программные роботы и ИИ?


Идея использования технологий RPA и AI — уменьшить присутствие человека в рутинных бизнес-процессах, а не заменить его полностью. Преимущества данных инструментов в том, что они дают возможность быстро и эффективно обрабатывать большие массивы информации и исключают человеческий фактор, из-за которого часто возникают ошибки.

Таким образом, программные роботы и нейросети позволяют облегчить труд и качественно улучшить его результаты, не конкурируя с сотрудниками за рабочие места. Эти технологии стоит воспринимать не как угрозу, а как помощь в работе и доступ к новым возможностям.

Читать еще:

Оставьте заявку, и команда ROBIN поможет вашей компании найти «правильные» процессы для роботизации