В последние годы слово "роботизация" приобретает новый смысл. Более привычно слышать про автоматизацию в контексте "программы делают что-то сами". Но мало кто понимает суть явления.
В этой статье представим реальный образ роботизации бухгалтерского учета. Какие сложности встают и как их можно решить.
37% сотрудников считают работу причиной своих стрессов.
29% сотрудников считают, что работа слишком сильно смешивается с их личной жизнью.
38% сотрудников вынуждены проверять почту каждый день вне рабочего времени.
33% сотрудников вынуждены работать во время болезни и отпуска.
В 2016 году Минфин заявил о том, что потребность в бухгалтерах будет стремиться к нулю в ближайшие годы. Но эта версия была поправлена через два года на противоположную. Стало понятно, что бухгалтерия точно никуда не исчезнет, но примет новую форму - через роботизацию бухгалтерских процессов и учетов.
Что стало основанием для неверных предположений выше?
В 2016 году началось активное внедрение технологий RPA (Robotic Process Automation). Поэтому в СМИ появились мнения о том, что программные роботы будут выталкивать людей с должностей.
И только к 2018 году споры начали затихать. Практика показала, что роботы помогают людям и заменяют их только при выполнении рутинных задач. Роботы выполняют задачи так же, как их выполнил бы бухгалтер – через графический интерфейс. Поэтому роботизация не заменяет, а помогает в процессах, которые требуют монотонности.
RPA в процессах финансовой отчетности
Типовые задачи финансового отдела можно обобщить в две группы:
Прием и обработка первичных документов и подготовка периодических отчетов (месяц, квартал, год).
Подготовка оперативных отчетов, благодаря которым высшие менеджеры могут принимать своевременные решения.
Этими задачами занимаются два смежных отдела: бухгалтерский и управленческий. Поэтому одна и та же информация может дублироваться. С помощью роботизации бухгалтерских процессов можно избежать лишней работы. Ниже приведены некоторые задачи, которые можно делегировать роботу:
Составление и разделение бухгалтерской отчетности нескольких юридических лиц;
Представление ежемесячной вариации и необычных отклонений;
Заполнение информационной панели, отправление электронного письма со ссылками на доступ;
Отслеживание отклонений от ожидаемых норм при проведении инвентаризации;
Отражение операций внутри компании в консолидированной отчетности
Проверьте каждое из перечисленных выше действий. Какие из них входят в ваши процессы? Все они могут быть полностью переданы RPA.
Преимущества роботизации бухгалтерского учета
RPA не берет на себя роли сотрудников и не заменяет их. А помогает быстрее и точнее собирать и интерпретировать информацию. Результат – быстрая аналитика, отчетность и верные стратегические финансовые решения. Вот еще некоторые преимущества автоматизации:
Бухгалтеры тратят меньше времени на сопоставление цифр;
Способствует точной и своевременной отчетности;
RPA не имеет ограничений по рабочему времени;
Процесс выполняется без ошибок. Все этапы копируются машиной;
Устанавливается поверх существующих приложений и копирует действия на уровне пользовательского интерфейса;
Нет необходимости изменять или заменять существующие корпоративные приложения.
Автоматизация учета с помощью роботов
Заведение первичных документов в систему сегодня является предметом именно ручного труда. По той причине, что автоматизация требует внедрения как минимум технологии OCR (Оптическое распознавание символов).
Интеграция не так проста, потому что:
Существующие инструменты автоматизации не всегда имеют это решение в коробке.
Создание собственного решения – это долго, дорого, потребует значительных ресурсов сотрудников и поддержки.
Интеграция стороннего решения – тоже требует доработок к существующей системе.
Роботы - это отличное решение для апгрейда автоматизированного рабочего места бухгалетра. Эти алгоритмы исполняются поверх интерфейсов уже существующего программного обеспечения и имеют встроенные, так и подключаемые инструменты OCR от разных вендоров (ABBYY, Yandex, Dbrain, Soika), если говорить о решениях ROBIN.
Как будет выглядеть работа алгоритма, решающая проблему ручной обработки первичной документации:
1
Сотрудник сканирует поступивший документ, инициирует работу робота.
2
С помощью OCR робот анализирует документ, извлекает необходимые поля и сохраняет значения полей в переменные.
3
Робот открывает систему учета (например, 1С).
4
Робот переносит данные из переменных в соответствующие поля во внутренней системе учета.
5
Он уведомляет ответственных сотрудников и уведомляет их об успешном завершении.
Получается робот, который всего за 5 шагов экономит десятки часов сотрудникам отдела бухгалтерии каждую неделю.
Оперативные отчеты без участия человека
Эта часть затрагивает и задачи управленческого учета. В некоторых системах отчеты формируются автоматически (если инструменты позволяют это делать). Однако, если требуется взаимодействие с несколькими программами, то за дело приходится браться человеку: нужно переносить данные из одной программы в другую, и хорошо, если хотя бы это можно автоматизировать.
И для этого решения есть свои нюансы:
Популярные решения, которыми пользуется бизнес, могут включать автоматическое формирование отчетов, а могут и не включать. При этом, взаимодействие с другими внутренними системами далеко не гарантировано, не говоря о гибкости предоставляемых решений.
Создание своих инструментов - это долго и трудозатратно (готовимся расширять IT-отдел или создавать его с нуля).
Применение сторонних решений. Чаще всего это отдельные программы, которые требуют ведения учета. Зачем делать работу дважды?
Если потратить месяц-два (в средней компании) на создание и полировку своего робота, то он будет сам формировать отчеты по расписанию и отправлять руководителям.
Как бы это могло выглядеть:
1
Робот инициирует свою работу по расписанию (например, раз в неделю).
2
Робот авторизуется в необходимых сервисах, извлекает из полей информацию. Извлеченные данные сохраняются во временные переменные. Робот может работать не только в установленных на ПК программах, но и работать в браузере (если часть данных хранится в Google Docs, к примеру).
3
Робот формирует отчет, добавляя в него сохраненные ранее переменные.
4
Робот отправляет итоговый документ связанным сотрудникам через электронную почту, мессенджер, или другой удобный способ коммуникации.
5
(Бонус). Если еще доработать робота, то можно настроить его на мониторинг ответов по отправленным отчетам. Если руководитель запрашивает уточняющую информацию, то алгоритм может обработать и такое.
Получается, роботизация АРМ не заменяет существующие системы, не заменяет сотрудников - она помогает работать с несколькими системами единовременно.
Подведем итог
Автоматизация рабочего места бухгалтера сегодня имеет новый облик, не такой, каким мы его представляли 20-30 лет назад. Устаревшее воплощение АРМ не решает текущих сложностей, с которыми связываются сотрудники отдела бухгалтерии, а иногда и усугубляет их, а именно: большое количество систем с децентрализованной информацией, большое количество инструментов, которыми необходимо пользоваться для выполнения задач.
Сегодня на рынке есть предложения, которые помогают оптимизировать работу учета - это RPA. Простота внедрения вкупе с мощными возможностями делает роботов наиболее выгодным предложением на рынке (убедились на примерах).