В последние годы слово "роботизация" приобретает новый смысл. Более привычно слышать про автоматизацию в контексте "программы делают что-то сами". Но мало кто понимает суть явления.
В этой статье представим реальный образ роботизации бухгалтерского учета. Какие сложности встают и как их можно решить.
37% сотрудников считают работу причиной своих стрессов.
29% сотрудников считают, что работа слишком сильно смешивается с их личной жизнью.
38% сотрудников вынуждены проверять почту каждый день вне рабочего времени.
33% сотрудников вынуждены работать во время болезни и отпуска.
В 2016 году Минфин заявил о том, что потребность в бухгалтерах будет стремиться к нулю в ближайшие годы. Но эта версия была поправлена через два года на противоположную. Стало понятно, что бухгалтерия точно никуда не исчезнет, но примет новую форму - через роботизацию бухгалтерских процессов и учетов.
Что стало основанием для неверных предположений выше?
В 2016 году началось активное внедрение технологий RPA (Robotic Process Automation). Поэтому в СМИ появились мнения о том, что программные роботы будут выталкивать людей с должностей.
И только к 2018 году споры начали затихать. Практика показала, что роботы помогают людям и заменяют их только при выполнении рутинных задач. Роботы выполняют задачи так же, как их выполнил бы бухгалтер – через графический интерфейс. Поэтому роботизация не заменяет, а помогает в процессах, которые требуют монотонности.
RPA в процессах финансовой отчетности
Типовые задачи финансового отдела можно обобщить в две группы:
Прием и обработка первичных документов и подготовка периодических отчетов (месяц, квартал, год).
Подготовка оперативных отчетов, благодаря которым высшие менеджеры могут принимать своевременные решения.
Этими задачами занимаются два смежных отдела: бухгалтерский и управленческий. Поэтому одна и та же информация может дублироваться. С помощью роботизации бухгалтерских процессов можно избежать лишней работы. Ниже приведены некоторые задачи, которые можно делегировать роботу:
Составление и разделение бухгалтерской отчетности нескольких юридических лиц;
Представление ежемесячной вариации и необычных отклонений;
Заполнение информационной панели, отправление электронного письма со ссылками на доступ;
Отслеживание отклонений от ожидаемых норм при проведении инвентаризации;
Отражение операций внутри компании в консолидированной отчетности
Проверьте каждое из перечисленных выше действий. Какие из них входят в ваши процессы? Все они могут быть полностью переданы RPA.
Преимущества роботизации бухгалтерского учета
RPA не берет на себя роли сотрудников и не заменяет их. А помогает быстрее и точнее собирать и интерпретировать информацию. Результат – быстрая аналитика, отчетность и верные стратегические финансовые решения. Вот еще некоторые преимущества автоматизации:
Бухгалтеры тратят меньше времени на сопоставление цифр;
Способствует точной и своевременной отчетности;
RPA не имеет ограничений по рабочему времени;
Процесс выполняется без ошибок. Все этапы копируются машиной;
Устанавливается поверх существующих приложений и копирует действия на уровне пользовательского интерфейса;
Нет необходимости изменять или заменять существующие корпоративные приложения.
Автоматизация учета с помощью роботов
Заведение первичных документов в систему сегодня является предметом именно ручного труда. По той причине, что автоматизация требует внедрения как минимум технологии OCR (Оптическое распознавание символов).
Интеграция не так проста, потому что:
Существующие инструменты автоматизации не всегда имеют это решение в коробке.
Создание собственного решения – это долго, дорого, потребует значительных ресурсов сотрудников и поддержки.
Интеграция стороннего решения – тоже требует доработок к существующей системе.
Роботы - это отличное решение для апгрейда автоматизированного рабочего места бухгалетра. Эти алгоритмы исполняются поверх интерфейсов уже существующего программного обеспечения и имеют встроенные, так и подключаемые инструменты OCR от разных вендоров (ABBYY, Yandex, Dbrain, Soika), если говорить о решениях ROBIN.
Как будет выглядеть работа алгоритма, решающая проблему ручной обработки первичной документации:
Сотрудник сканирует поступивший документ, инициирует работу робота.
С помощью OCR робот анализирует документ, извлекает необходимые поля и сохраняет значения полей в переменные.
Робот открывает систему учета (например, 1С).
Робот переносит данные из переменных в соответствующие поля во внутренней системе учета.
Он уведомляет ответственных сотрудников и уведомляет их об успешном завершении.
Получается робот, который всего за 5 шагов экономит десятки часов сотрудникам отдела бухгалтерии каждую неделю.
Оперативные отчеты без участия человека
Эта часть затрагивает и задачи управленческого учета. В некоторых системах отчеты формируются автоматически (если инструменты позволяют это делать). Однако, если требуется взаимодействие с несколькими программами, то за дело приходится браться человеку: нужно переносить данные из одной программы в другую, и хорошо, если хотя бы это можно автоматизировать.
И для этого решения есть свои нюансы:
Популярные решения, которыми пользуется бизнес, могут включать автоматическое формирование отчетов, а могут и не включать. При этом, взаимодействие с другими внутренними системами далеко не гарантировано, не говоря о гибкости предоставляемых решений.
Создание своих инструментов - это долго и трудозатратно (готовимся расширять IT-отдел или создавать его с нуля).
Применение сторонних решений. Чаще всего это отдельные программы, которые требуют ведения учета. Зачем делать работу дважды?
Если потратить месяц-два (в средней компании) на создание и полировку своего робота, то он будет сам формировать отчеты по расписанию и отправлять руководителям.
Как бы это могло выглядеть:
Робот инициирует свою работу по расписанию (например, раз в неделю).
Робот авторизуется в необходимых сервисах, извлекает из полей информацию. Извлеченные данные сохраняются во временные переменные. Робот может работать не только в установленных на ПК программах, но и работать в браузере (если часть данных хранится в Google Docs, к примеру).
Робот формирует отчет, добавляя в него сохраненные ранее переменные.
Робот отправляет итоговый документ связанным сотрудникам через электронную почту, мессенджер, или другой удобный способ коммуникации.
(Бонус). Если еще доработать робота, то можно настроить его на мониторинг ответов по отправленным отчетам. Если руководитель запрашивает уточняющую информацию, то алгоритм может обработать и такое.
Получается, роботизация АРМ не заменяет существующие системы, не заменяет сотрудников - она помогает работать с несколькими системами единовременно.
Подведем итог
Автоматизация рабочего места бухгалтера сегодня имеет новый облик, не такой, каким мы его представляли 20-30 лет назад. Устаревшее воплощение АРМ не решает текущих сложностей, с которыми связываются сотрудники отдела бухгалтерии, а иногда и усугубляет их, а именно: большое количество систем с децентрализованной информацией, большое количество инструментов, которыми необходимо пользоваться для выполнения задач.
Сегодня на рынке есть предложения, которые помогают оптимизировать работу учета - это RPA. Простота внедрения вкупе с мощными возможностями делает роботов наиболее выгодным предложением на рынке (убедились на примерах).