Автоматизация процессов бухгалтерии и системы снабжения для Иркутской нефтяной компании
Автоматизация процессов бухгалтерии и системы снабжения для Иркутской нефтяной компании
О компании
Иркутская нефтяная компания (ИНК) — независимый производитель углеводородного сырья в Восточной Сибири. Компания создана в 2000 году, ведет геологическое изучение, разведку и разработку участков недр на территории Иркутской области, Красноярского края и Республики Саха (Якутия). ИНК в 2023 году вошла в топ-5 среди лучших работодателей ТЭК и в топ-100 лучших работодателей России рейтинга HeadHunter.
Проблема
Перед ГК ИНК стояла проблема нехватки рабочего времени на выполнение сотрудниками рутинных операций. Например, отделу бухгалтерии было важно решить вопрос долгой обработки документов – сотрудники оставались вечерами и вводили данные счетов-фактур.
Другая сложность возникла из-за увеличения отгрузок от поставщиков – с 2021 года их объем вырос на 84%. Вместе с тем прибавилось и рутинной работы по согласования отгрузок. Процесс состоит из 5 этапов, а запуск согласования каждого документа занимал у сотрудника отдела материально-технического обеспечения порядка 4-5 минут, в течение которых он ожидал отклика от программы.
При этом у руководства ГК ИНК было понимание, что робот не заменяет человека, а освобождает время сотрудника на интеллектуальные задачи.
«Мы понимаем, что RPA-решения – не замена бухгалтеру, а его рабочий инструмент, такой как 1С Бухгалтерия и Excel», – Татьяна Житова, заместитель главного бухгалтера ГК ИНК.
Задача
Определить области деятельности сотрудников, которые отнимают много времени. Развернуть программных роботов для автоматизации процессов отделов бухгалтерии и материально-технического обеспечения:
Разгрузить бухгалтеров от рутинного ввода счетов-фактур. В день их поступает от 50 до 200.
Упростить получение вычета НДС из бюджета – анализировать и отправлять данные специалистам склада и снабжения.
Автоматизировать процесс отправки документов 180 контрагентам, на который уходило несколько часов.
Оперативно предоставлять документы по запросам из ИФНС.
Ежемесячно подготавливать документы по закрытию счета 23 в 1С Бухгалтерия.
Оптимизировать работу системы снабжения – сократить длительность процесса согласования отгрузок, состоящего из 5 этапов.
Решение
Эксперты ROBIN и ИТ-команда Иркутской нефтяной компании определили процессы для роботизации и составили алгоритмы работы роботов. После успешного прохождения опытной эксплуатации программные роботы на платформе ROBIN уже масштабированы в 9 компаниях ГК ИНК.
К началу 2024 года в компании были запущены 19 роботов, 16 находятся в разработке. Внедрение одного робота занимает от двух до трех недель.
Программные роботы
Для отдела бухгалтерии
1
Открывают документы в ЭДО, сверяют данные, регистрируют счет-фактуру и проводят документ. Если робот обнаружил ошибку, отправляет информацию бухгалтеру для ее исправления.
2
Анализируют документы в ЭДО и делают рассылку на ответственного сотрудника.
3
Заходят в 1С Бухгалтерия, находят документы и отправляют необходимым контрагентам по заданным адресам.
4
Сверяют данные счетов-фактур с реестром по требованиям из ИФНС. Робот подгружает документ. Если он обнаруживает расхождения, делает отметку в реестре.
5
Ежемесячно заходят в 1С Бухгалтерия, формируют и проводят документы «Закрытие счета 23», проверяют полноту документов.
Для отдела материально-технического обеспечения
1
Поэтапно согласовывают документ «Уведомление об отгрузке» с установленными лицами. Сотруднику снабжения остается только создать документ и отправить его роботу для согласования по заданному маршруту.
2
Находят несоответствия в документе и сигнализируют об этом ответственному покупателю для устранения ошибок.
«Снабжение – многокомпонентный процесс, в финале которого проходят отгрузки поставщиков. Количество наших проектов постоянно увеличивается, поэтому решение создать виртуального помощника было логичным. С учетом возросшего количества задач мы постарались не перегружать наших специалистов или увеличивать штат, а держать процесс отгрузок под контролем с помощью робота», – Разумова Анастасия, начальник отдела сопровождения сделок ГК ИНК.
Результаты
Программные роботы ROBIN внедрены в 9 компаниях ГК ИНК
Цифровые помощники обрабатывают до 200 счетов-фактур в день
Робот, занятый согласованием документа «Уведомление об отгрузке», с июня по декабрь сэкономил порядка 355 часов – это 44 рабочих дня или 9 рабочих недель
Время ежемесячной операции по закрытию счета 23 сокращено с 30 до 8 минут
Кейсы ROBIN
ЗАДАЧА Аэрофлот до 2021 года использовал западную RPA-платформу. Перед компанией стояла роботизировать формирование интеграционной отчетности с помощью отечественного решения. РЕШЕНИЕ - Компании «Аэрофлот» удалось автоматизировать рутинный бизнес-процесс без сложных и дорогостоящих интеграций - Экономия рабочего времени сотрудника составляет как минимум два часа в день - Пока программный робот быстро и безошибочно собирает информацию для отчета, сотрудник департамента информационных систем занимается более специфичными задачами
ЗАДАЧА Быстрая и независимая от ИТ-подразделений автоматизация рутинных задач. РЕШЕНИЕ - Исключены ошибки, связанные с ручным вводом и обработкой данных - Сокращены непродуктивные потери, в том числе трудозатраты - Создан потенциал роста компании за счет возможности достигать более высоких результатов силами имеющегося коллектива - Высвобождено 10 000 рабочих часов в год -132 сотрудника обучились основам RPA, 5 специалистов автономно создают роботов
ЗАДАЧА Обеспечение безопасности работников на рабочем месте посредством минимизацирования контактов сотрудников с рабочими поверхностями. РЕШЕНИЕ - Отмечена высокая степень продуктивности проведённой в столь короткие сроки работы. Даны поручения по созданию опытного образца промышленного прототипа.
ЗАДАЧА Необходимо было за два календарных месяца внедрить RPA-платформу и развернуть программных роботов, чтобы повысить качество обработки документов ведомства. РЕШЕНИЕ - Были автоматизированы операции, которые выполнялись четырьмя сотрудниками и занимали 50% их рабочего времени - Роботы полностью контролируют входящий и исходящий поток документов в АКУ — до 70 в день - Сведены к минимуму ошибки и несоответствия сопроводительной информации
ЗАДАЧА Необходимо было внедрить RPA-платформу, развернуть и настроить в No-Code среде программных роботов для работы с приложениями MS Office и Adobe. РЕШЕНИЕ - Время выполнения операций по созданию отчета сократилось с 60 до 10 минут. - Решена проблема выгорания специалистов - Отчеты больше не содержит ошибок ручного ввода и проверки данных
ЗАДАЧА Необходимо было разработать, внедрить и настроить в No-Code среде программных роботов для объединения данных из нескольких ИС, конвертирования данных, сбора и передачи информации из разных источников, типизированной обработки информации. РЕШЕНИЕ - Внедрение первых трех роботов освободило от рутины 18 сотрудников комитета. - Сотрудники были направлены на более интеллектуальную работу. - Скорость обработки отчетов увеличилась в 5 раз.
ЗАДАЧА Повысить удобство работы в текущей учетной программе и высвободить энергию сотрудников на выполнение задач по развитию. РЕШЕНИЕ - В месяц три робота выполняют до 6 000 задач. Человек выполняет подобные рутинные задачи в три раза медленнее. Экономия составила до 15% зарплатного бюджета в год.
ЗАДАЧА Автоматизировать обработку обращений и документации, а также процесс организации аудио- и видеоконференций в компаниях холдинга. РЕШЕНИЕ - Программные роботы ROBIN ежемесячно сокращают два дня трудозатрат в Департаменте экономического планирования РусГидро; - Только в части пользовательских обращений за январь 2023 года робот обработал 28% из 13 тысяч заявок.
ЗАДАЧА Роботизировать цикл обработки первичной бухгалтерской документации. РЕШЕНИЕ - Внедрение гибких интегрированных инструментов позволило «Delivery Club» быстро справляться с большим потоком документов и ускорить ввод данных в SAP. Теперь сотрудники тратят на это в три раза меньше времени.
ЗАДАЧА Ускорить процесс пополнения электронного каталога. РЕШЕНИЕ - Цифровые сотрудники сокращают трудозатраты на 92% до 16 часов. Количество ошибок ручной обработки записей сократилось, а платформа ROBIN легко встроилась в IT-ландшафт национальной библиотеки.
ЗАДАЧА Автоматизировать формирование сводки по местоположению, маршруту и задержке вагонов. Снять нагрузку с десятков сотрудников, которые вручную формировали сводные данных из разных внешних и внутренних систем. Каждый из специалистов за рабочий день обрабатывал информацию по 40-50 вагонам. РЕШЕНИЕ - Внедрено RPA решение «Анализ задержек подвижного состава», который автоматически собирает статистику и анализирует данные по 1200-1300 вагонам в сутки.
ЗАДАЧА Снять нагрузку с сотрудников за счет RPA технологий по двум направлениям: мониторинг и обработка заявок на открытие депозитных счетов и обработка зарплатных реестров для формирования платежей по заработной плате.
РЕШЕНИЕ – автоматически анализируют поступившие в систему документы и выполняют поиск новых заявок на открытие депозитных счетов в соответствии с критериями Банка – автоматически проверяют системы ДБО на предмет поступления зарплатных реестров от компаний.
ЗАДАЧА RPA автоматизация процесса ручного мониторинга сайта Центрального Банка России, в который были вовлечены трое сотрудников. Минимизировать риск пропустить нужную информацию и снять нагрузку с сотрудников.
РЕШЕНИЕ: - Технология RPA ROBIN в автоматическом режиме проверяет сайт Центрального Банка РФ с целью поиска новостей о лишении банков лицензии. При обнаружении таких новостей, оповещает через MS Outlook всех заинтересованных лиц.
ЗАДАЧА Роботизировать процесс оформления заявок на поставку продукции и не расширить штат операторов по логистике, ежедневно обрабатывающих заказы на поставку продукции.
РЕШЕНИЕ: - Программные роботы мониторят появление новых заказов на поставку продукции от магазинов в двух системах, извлекают информацию по ним, переносят в сводный реестр заказов, выполняя ряд проверок и расчет даты поставки в соответствии с договором.