Роботизация процессов претензионно-исковой работы АО «Мосэнергосбыт»
Роботизация процессов претензионно-исковой работы АО «Мосэнергосбыт»
О компании
АО «Мосэнергосбыт» – одна из крупнейших энергосбытовых компаний России, реализующая около 8,7% всей потребляемой в стране электроэнергии.
Компания поставляет электроэнергию для свыше 427 тысяч объектов организаций и 9,1 млн потребителей на территории Москвы и Московской области.
Проблема
Энергоснабжение – строго регулируемая и юридически сложная отрасль бизнеса. Для решения споров по контрактам и вопросов соблюдения нормативных требований компании необходимо быстро ориентироваться в правовой системе и реагировать на ее изменения.
Значительный объем юридической работы носит рутинный характер: составление и проверка стандартных документов, последующая подача документов в суд. Это трудоемкие и повторяющиеся процессы.
Например, работники отдела судебной работы и смежных отделов тратили много времени на обработку пакетов документов (весом до 2ГБ), которые необходимы для формирования искового заявления и приложений к нему. Процесс включал в себя преобразование форматов документов в единый вид, классификацию и сортировку документов. На этой задаче было задействовано порядка 20 сотрудников, которые тратили на нее около 180 часов в месяц.
В компании понимали, что автоматизация подобных задач может высвободить время и ресурсы сотрудников, позволяя им сосредоточиться на стратегических инициативах.
Задачи
Автоматизировать процессы претензионно-исковой работы для оперативного разрешения споров по контрактам и отправки исковых заявлений в суд. Было необходимо внедрить RPA-платформу с технологией распознавания символов OCR и развернуть программных роботов. Программные роботы должны не только выполнять заданный набор операций, но и выбирать один из нескольких сценариев процесса, определяя его по различным факторам: значениям входных данных либо по инициирующим событиям.
Разработать программный комплекс роботизации «Работа с пакетами документов при подготовке иска о взыскании стоимости перерасчета с сетевой организацией».
Решение
Для АО «Мосэнергосбыт» было разработано несколько проектов
Проект 2021 года включает в себя 6 программных роботов. В RPA используется технология OCR (Tesseract). Роботы взаимодействует с MS Office, Google Chrome, ПИР и СУЭД, сайтом «Мой Арбитр», порталом «Госуслуги» и сетевыми папками. Через браузер роботы взаимодействуют с системой Электронное правосудие, порталом ЕИП мировых судей, порталом судов ОЮ, сайтом сайт ГАС «Правосудие» и КриптоПро CSP.
Проект 2023 года включает в себя 4 программных робота. В RPA используется технология OCR (MS OCR). Роботы взаимодействуют с системами АСУД ИК, MS Office, сайтом «Мой арбитр».
Программные роботы
Проект 2021 года
1
Подают ходатайства в Арбитражные суды на выдачу исполнительного документа через систему «Мой Арбитр».
2
Определяют подсудность судов общей юрисдикции.
3
Повторно направляют ходатайства о выдаче исполнительного документа.
4
Формируют реестр дел для запросов на выдачу судебных актов.
5
Формируют и отправляют реестры дел по решениям, вступившим в законную силу.
6
Подают заявления о выдаче судебных приказов (исковых заявлений) через сервис ГАС «Правосудие» по МО.
Проект 2023 года
1
Выгружают документы из системы АСУД ИК и размещают пакет документов для сотрудников.
2
Распаковывают, приводят в единый формат и классифицируют документы из пакета по текстовому содержанию (с использованием технологии OCR) и названию файлов.
3
Отправляют по команде подготовленного исполнителем искового заявления в суд через систему «Мой арбитр».
4
Печатают исковые заявления и приложения по заранее составленному расписанию для каждого исполнителя.
Результаты
Проект 2021 года
Экономия тысяч человеко-часов трудозатрат сотрудников юридических подразделений компании
Претензионно-исковая работа выполняется быстрее
Больше нет ошибок, связанных ручным составлением и подачей документов
Проект 2023 года
Роботы выполняют 100-150 задач в месяц вместо сотрудников
На обработку и распознавание одного пакета документов робот тратит около 30 минут, в то же время человек работает с одним пакетом около 3 часов.
Экономия во времени около 160-200 часов в месяц (ранее в процессе было задействовано около 20 сотрудников)
Кейсы ROBIN
ЗАДАЧА Аэрофлот до 2021 года использовал западную RPA-платформу. Перед компанией стояла роботизировать формирование интеграционной отчетности с помощью отечественного решения. РЕШЕНИЕ - Компании «Аэрофлот» удалось автоматизировать рутинный бизнес-процесс без сложных и дорогостоящих интеграций - Экономия рабочего времени сотрудника составляет как минимум два часа в день - Пока программный робот быстро и безошибочно собирает информацию для отчета, сотрудник департамента информационных систем занимается более специфичными задачами
ЗАДАЧА Быстрая и независимая от ИТ-подразделений автоматизация рутинных задач. РЕШЕНИЕ - Исключены ошибки, связанные с ручным вводом и обработкой данных - Сокращены непродуктивные потери, в том числе трудозатраты - Создан потенциал роста компании за счет возможности достигать более высоких результатов силами имеющегося коллектива - Высвобождено 10 000 рабочих часов в год -132 сотрудника обучились основам RPA, 5 специалистов автономно создают роботов
ЗАДАЧА Обеспечение безопасности работников на рабочем месте посредством минимизацирования контактов сотрудников с рабочими поверхностями. РЕШЕНИЕ - Отмечена высокая степень продуктивности проведённой в столь короткие сроки работы. Даны поручения по созданию опытного образца промышленного прототипа.
ЗАДАЧА Необходимо было за два календарных месяца внедрить RPA-платформу и развернуть программных роботов, чтобы повысить качество обработки документов ведомства. РЕШЕНИЕ - Были автоматизированы операции, которые выполнялись четырьмя сотрудниками и занимали 50% их рабочего времени - Роботы полностью контролируют входящий и исходящий поток документов в АКУ — до 70 в день - Сведены к минимуму ошибки и несоответствия сопроводительной информации
ЗАДАЧА Необходимо было внедрить RPA-платформу, развернуть и настроить в No-Code среде программных роботов для работы с приложениями MS Office и Adobe. РЕШЕНИЕ - Время выполнения операций по созданию отчета сократилось с 60 до 10 минут. - Решена проблема выгорания специалистов - Отчеты больше не содержит ошибок ручного ввода и проверки данных
ЗАДАЧА Необходимо было разработать, внедрить и настроить в No-Code среде программных роботов для объединения данных из нескольких ИС, конвертирования данных, сбора и передачи информации из разных источников, типизированной обработки информации. РЕШЕНИЕ - Внедрение первых трех роботов освободило от рутины 18 сотрудников комитета. - Сотрудники были направлены на более интеллектуальную работу. - Скорость обработки отчетов увеличилась в 5 раз.
ЗАДАЧА Повысить удобство работы в текущей учетной программе и высвободить энергию сотрудников на выполнение задач по развитию. РЕШЕНИЕ - В месяц три робота выполняют до 6 000 задач. Человек выполняет подобные рутинные задачи в три раза медленнее. Экономия составила до 15% зарплатного бюджета в год.
ЗАДАЧА Автоматизировать обработку обращений и документации, а также процесс организации аудио- и видеоконференций в компаниях холдинга. РЕШЕНИЕ - Программные роботы ROBIN ежемесячно сокращают два дня трудозатрат в Департаменте экономического планирования РусГидро; - Только в части пользовательских обращений за январь 2023 года робот обработал 28% из 13 тысяч заявок.
ЗАДАЧА Роботизировать цикл обработки первичной бухгалтерской документации. РЕШЕНИЕ - Внедрение гибких интегрированных инструментов позволило «Delivery Club» быстро справляться с большим потоком документов и ускорить ввод данных в SAP. Теперь сотрудники тратят на это в три раза меньше времени.
ЗАДАЧА Ускорить процесс пополнения электронного каталога. РЕШЕНИЕ - Цифровые сотрудники сокращают трудозатраты на 92% до 16 часов. Количество ошибок ручной обработки записей сократилось, а платформа ROBIN легко встроилась в IT-ландшафт национальной библиотеки.
ЗАДАЧА Автоматизировать формирование сводки по местоположению, маршруту и задержке вагонов. Снять нагрузку с десятков сотрудников, которые вручную формировали сводные данных из разных внешних и внутренних систем. Каждый из специалистов за рабочий день обрабатывал информацию по 40-50 вагонам. РЕШЕНИЕ - Внедрено RPA решение «Анализ задержек подвижного состава», который автоматически собирает статистику и анализирует данные по 1200-1300 вагонам в сутки.
ЗАДАЧА Снять нагрузку с сотрудников за счет RPA технологий по двум направлениям: мониторинг и обработка заявок на открытие депозитных счетов и обработка зарплатных реестров для формирования платежей по заработной плате.
РЕШЕНИЕ – автоматически анализируют поступившие в систему документы и выполняют поиск новых заявок на открытие депозитных счетов в соответствии с критериями Банка – автоматически проверяют системы ДБО на предмет поступления зарплатных реестров от компаний.
ЗАДАЧА RPA автоматизация процесса ручного мониторинга сайта Центрального Банка России, в который были вовлечены трое сотрудников. Минимизировать риск пропустить нужную информацию и снять нагрузку с сотрудников.
РЕШЕНИЕ: - Технология RPA ROBIN в автоматическом режиме проверяет сайт Центрального Банка РФ с целью поиска новостей о лишении банков лицензии. При обнаружении таких новостей, оповещает через MS Outlook всех заинтересованных лиц.
ЗАДАЧА Роботизировать процесс оформления заявок на поставку продукции и не расширить штат операторов по логистике, ежедневно обрабатывающих заказы на поставку продукции.
РЕШЕНИЕ: - Программные роботы мониторят появление новых заказов на поставку продукции от магазинов в двух системах, извлекают информацию по ним, переносят в сводный реестр заказов, выполняя ряд проверок и расчет даты поставки в соответствии с договором.