Новости

Опыт команды ROBIN: «Игра Го как стратегия принятия решений в ИТ»

О том, как Го помогает решать ИТ-задачи, рассказал Леонид Бычков – руководитель продуктов в ROBIN, а еще тренер и популяризатор игры Го. В Самаре, его родном городе, Леонид занимает должность президента Спортивной федерации Го.
Играть — это нормально

Мы часто думаем об играх как о развлечении, но на самом деле это - один из способов познания реальности. В детстве на простых играх мы понимали основы взаимодействия с окружающим миром. Во взрослом возрасте с помощью более сложных игр мы изучаем разноплановые механики, вырабатываем новые схемы и модели мышления. Эмоции и азарт, которые неизменно сопутствуют игре, позволяют нам развиваться быстрее.

Бизнес‑тренинги часто включают в себя игровые элементы или в целом проходят в виде игры, позволяющей участникам познакомиться друг с другом, либо сымитировать реальную ситуацию и найти из нее выход. Многие компании вводят соревновательные элементы в повседневную рутинную работу, чтобы сохранить мотивацию сотрудников, стимулировать продажи и укрепить командный дух.

Кратко про Го и ее важность для развития ИИ

Го появилась в Китае под названием вэйцы — «игра в окружение» где‑то между 2300 и 1100 г. до н.э. До Европы и Америки игра добралась в начале XX века («Go Game»), а в Россию пришла чуть позже — в начале 70-х.

Стандартный комплект для игры состоит из доски 19×19 линий, которые образуют 361 игровое пересечение, а также камней черного и белого цвета. В игре три ключевых концепции:
  • Первая — территория. Задача — окружить большую территорию, чем противник.
  • Вторая — захват камней противника.
  • Третья — концепция жизни и смерти групп, что дает понимание, какие группы выживают, а какие погибают, будучи окруженными.

Кто построит более широкую территорию и захватит больше камней, тот и победил. На словах все просто, на деле — сложнее.

Математически Го относится к детерминированным играм с совершенной информацией: исход зависит только от действий игроков, и все участники в любой момент знают текущее состояние игры.

Количество возможных комбинаций из‑за большого размера игрового поля и самой механики игры в Го существенно превышает вариативность шахмат и шашек, которые относятся к тому же типу.

Детерминированность игры, полнота информации, простота правил и практически бесконечная вариативность позволяют исследовать границы возможностей человеческого стратегического мышления, логического анализа и алгоритмов принятия решений. Поэтому в ИТ игра Го стала идеальным полигоном для тестирования алгоритмов ИИ.

Апофеозом, демонстрирующим настоящий прорыв в технологиях ИИ, стал легендарный матч 2016 года между действующим чемпионом мира Ли Седолем и AlphaGo — ИИ, разработанным в Google DeepMind. Искусственный интеллект впервые смог обыграть профессионала. Именно это событие инициировало бум обсуждений ИИ, а сами технологии начали стремительно развиваться в прикладных сферах за пределами игр.

Ну а сама игра Го пережила очередной всплеск популярности. Причем интерес как личный, так и корпоративный — в ряде крупных ИТ‑компаний в России появились клубы игры Го.

Мои инсайты в Го для ИТ

Гибкость действий в быстро меняющейся среде

Игра начинается с чистого поля — игрок должен решиться поставить первый камень. После начальных ходов невозможно просчитать, как будет развиваться ни эта позиция, ни партия в целом. Поэтому первые ходы игрок находится в ситуации полной неопределенности. Можно и не делать ход — в любой момент партии есть возможность спасовать, тогда ход совершает соперник. Пока мы пасуем и не предпринимаем действия, во внешнем мире они продолжают происходить, а мы просто теряем территорию. Поэтому в начале партии надо постоянно совершать действия, даже если нет ясности, к чему это приведет. Чем больше ходов, тем понятнее становится общая картина. Рано или поздно наступит ситуация, когда полезные ходы исчерпаны, а если соперник играет на вашей территории, то он все больше тратит свои очки и загоняет себя в ловушку. Здесь надо вовремя остановиться и начать говорить «пас», чтобы не заниматься самоуничтожением достигнутых ранее результатов.

Эта ситуация очень похожа на реальный бизнес и повседневный рабочий процесс ИТ‑специалиста, где постоянно происходят новые и зачастую мало предсказуемые события, сдвигаются сроки, появляются новые вводные. Мало иметь собственную стратегию развития — важно понимать, какой смысл кроется за каждым ходом оппонентов, в каком направлении движутся конкуренты, какую часть игрового поля они хотят отгородить и сделать своей, на какие рынки они выходят и за каких клиентов сейчас бьются. Идея «захватить все» контрпродуктивна — реальность в том, что надо увидеть замысел конкурента и свободные ниши, которые доступны без конфликта или с хорошими шансами на успех в борьбе. Важна гибкость действий в условиях быстрых изменений среды. Го научила меня тому, что после каждого хода соперника следует заново проанализировать ситуацию и корректировать свой план. Некоторые ходы соперника могут кардинально менять позицию на доске, что потребует не только тактической реакции, но и перестроение всей стратегии. И в этом нет трагедии, это просто жизнь. Надо уметь играть в нее.

Го — лекарство от жадности

Желание захватить новые территории может ослепить неопытного игрока, и тогда он перестает делать ходы, укрепляющие позиции. Они становятся критически слабыми, а соперник легко может провести контратаку и забрать то, что вы уже считаете своим.

Многочисленные вспышки ИТ‑стартапов, даже сумевших подхватить ценную идею и получить стартовое финансирование, зачастую прогорают, не превратив свои задумки в устойчиво работающие бизнес‑процессы. Им на смену приходят новые «вторжения» — молодые и активные игроки. Конкуренция становится доминирующим фактором — компании борются за выживание и почти не получают прибыли.

Заповеди игрока Го в этой ситуации — «Если противник укрепился, укрепись и ты» и «Если противник атакует, непременно отвечай». Важно понимать: мало обозначить свои претензии на что‑либо, это еще нужно удержать и оборонять от вторжений.

Соединяй людей и ресурсы

Го учит объединять отдельно стоящие на доске камни так, чтобы они начали взаимодействовать между собой и образовали общую большую территорию. Ни один элемент сам по себе не создает территории или влияния. Даже если он в важном пункте доски: без подкрепления он будет нейтрализован в первой же атаке соперника. Наоборот, даже в самых, казалось бы, малозначимых пунктах доски камень может оказаться бесконечно ценным, если вплетен в более крупный замысел.

Это напоминает взаимодействие сотрудников в команде, где отсутствие нужного специалиста, например, архитектора или фронт‑разработчика, может поставить под вопрос наличие результата всего подразделения. А не прошедший тестирование продукт огорчит пользователей критическими багами. Всякий человек важен, но каждый — всего лишь камень; работают же связи между камнями.

Если брать пример взаимодействия технологий, то показательна наша собственная история (ROBIN). Имея сформированный рынок и успешные проекты с внедрением программной роботизации (RPA), мы постепенно добавляли к основной платформе камни‑технологии и получили новую ценность — продукт «ROBIN.Ассистент». В нем теперь есть такие функциональности, как распознавание изображений (OCR); чат с AI, позволяющий вести диалог и запускать процессы на естественном языке; процессный движок для выстраивания сквозных процессов взаимодействия всех сотрудников и сервисов; конструктор экранных форм для работы с запросами и наглядным предоставлением полученной информации... и ряд фишек поменьше. Все это объединяет большую территорию технологий и интересно крупным игрокам на российском рынке. Достигать синергии всех камней, имеющихся в твоем распоряжении на игровой доске, — вот, пожалуй, один из основных уроков Го, который я продолжаю осваивать.

Заключение

Эти и многие другие вещи из мира Го я время от времени рассказываю на различных семинарах и в тренинговых программах по развитию стратегического мышления. Здесь всегда есть две роли и две радости, которые сопровождают мой путь тренера.

Первая — когда ты идешь как проводник, интерпретируешь и открываешь человеку новое игровое искусство и скрытые в нем тайны. Это радость удивления и восхищения от открытия нового, которое испытывает слушатель.

Вторая — когда спустя несколько лет, человек, практикующий Го после моего обучения, приходит и говорит: «Я через Го осознал в своей жизни или бизнесе вот это!». Это уже радость учителя за личные открытия и достижения учеников.

Именно поэтому я и занимаюсь обучением игре Го уже много лет, не забывая, что каждое знание или технология хороши только в своем применении и приносимом результате. Развитие продуктов в ИТ для меня сравнимо с Го, ведь и то, и другое — поиск все новых и новых применений моего инструментария. Как говорят в Го, желаю вам красивой игры!
Публикации в СМИ