Роботизация в мире. Положение дел на 2024 год и тенденции развития

Растущий спрос на роботизированную автоматизацию процессов становится общемировой тенденцией. Это проявляется в различных отраслях: банковское дело, финансовые услуги и страхование, здравоохранение и фармацевтика, производство и логистика, телекоммуникации и ИТ, розничная торговля и потребительские товары, транспорт и туризм, а также в других сферах (государственные структуры и академическая среда).
Согласно отчету Precision Reports ожидается, что рынок RPA будет расти ежегодно (CAGR 2024 — 2032). По прогнозам Garther к 2026 году объем рынка RPA может вырасти до 9,9 млрд долларов, а также в эту сферу будет поступать больше новых инвестиций.

За какими тенденциями RPA стоит следить в 2024 году:

Повышенная интеграция с искусственным интеллектом (ИИ)
Одна из крупнейших тенденций — растущая интеграция с искусственным интеллектом. Благодаря сочетанию RPA с технологиями искусственного интеллекта, такими как машинное обучение и обработка естественного языка, роботы становятся умнее. Это означает, что они могут решать более сложные задачи и эффективнее обрабатывать неструктурированные данные, а также применяться в сквозных бизнес-процессах (где задача передается от человека к роботу и наоборот). Таким образом интеллектуальная автоматизация продолжит уверенное движение к широкому применению.
Расширение малого и среднего бизнеса (МСП)
Традиционно RPA использовалась в основном крупными корпорациями из-за высоких первоначальных затрат и сложности внедрения. Однако по мере развития технологии она становится все более доступной. В 2024 году ожидается значительный рост внедрения RPA среди малого и среднего предпринимательства, что станет прорывом в развитии небольших компаний, так как позволит увеличить их конкурентоспособность за счет оптимизации процессов.
Повышенное внимание к кибербезопасности
По мере того, как RPA становится более распространенной, растет необходимость в обеспечении высокого уровня безопасности. Предприятия будут больше инвестировать в системы безопасности для защиты своих процессов автоматизации, управляемых роботами. В связи с этим появляется необходимость в передовых методах шифрования и строгом контроле доступа для обеспечения целостности данных в автоматизированных средах.
Управление и стандартизация RPA
Улучшение управления RPA уже некоторое время остается приоритетом для большинства практик автоматизации, но не так много компаний уделяют этому внимание. Согласно отчету Blueprint о состоянии RPA в 2023 году, только 50% организаций внедрили центры передового опыта RPA (CoE) для управления своими программами автоматизации и стандартизации процессов. 39% признались, что, хотя в настоящее время у них нет Центра компетенций RPA, они планируют его внедрить.

Прогнозы развития RPA

Рост популярности RPA как услуги (RPAaaS)
Ожидается, что RPA-as-a-Service (RPAaaS) будет приобретать все большую популярность, предлагая решения на основе подписки. Эта модель делает использование RPA более масштабируемым и экономически эффективным для предприятий, позволяя им платить только за то, что они применяют, без необходимости значительных первоначальных инвестиций. То есть происходит демократизация доступа к возможностям программной роботизации, особенно для небольших предприятий, у которых может не хватать ресурсов для полномасштабного развертывания RPA.
Улучшение способностей к обучению
Вернемся к обозначенной выше тенденции, поскольку новые инструменты RPA будут иметь возможности обучения за счет интеграции с ИИ. Программные роботы смогут не просто следовать заранее заданным командам, а учиться на разных ситуациях и вносить коррективы в свою работу. Этот адаптивный подход может значительно сократить время, необходимое для разработки и отладки роботов, и повысить масштабируемость автоматизации.
Более широкое внедрение в отрасли
Компании из таких сфер, как банковское дело, страхование и здравоохранение первыми подошли к внедрению RPA в работу. В 2024 году и в дальнейшем ожидается еще более широкое внедрение, в том числе в сферах розничной торговли, производства, логистики и т. д.

В заключение

RPA движется к тому, чтобы в будущем стать одной из важнейших технологий в мире бизнеса — как крупного, так и категории МСП. Благодаря более умным, безопасным и доступным программным роботам компании любого размера смогут реализовать свои амбиции и улучшить эффективность работы.

Читать еще:

Оставьте заявку, и команда ROBIN поможет вашей компании найти «правильные» процессы для роботизации