• /
  • /

Эволюция RPA: от индивидуальной разработки до «облачных» маркетплейсов

К 2023 году RPA отрасль прошла долгий путь, эволюционировав от создания роботов под нужды конкретных заказчиков до облачных маркетплейсов массово используемых роботов. По мере роста спроса на решения RPA расширяется область их применения и потребность в экономичных способах создания и развертывания систем роботизации.

В этой статье рассмотрим путь RPA — с этапа традиционных IT-проектов с индивидуальной разработкой до появления закрытых экосистем и первых облачных маркетплейсов роботов для малого и среднего бизнеса.

Изобретая велосипед: позаказная разработка похожих роботов

На ранних стадиях эволюции технологии RPA компании сталкивались со сложностью и дороговизной внедрения роботов. Программной роботизацией часто называли тот же «кодинг» на языках программирования, но оформленный в сценарии, называемые роботом. Рынок RPA оставался фрагментированным. Заказчики раз за разом изобретали велосипед, создавая похожих роботов с нуля.

После появления Low-Code и No-Code разработка стала проще. Появились платформы с большим набором действий и готовыми компонентами, которые собирались разработчиками в алгоритмы. Например, процесс авторизации не требовалось писать снова и снова, сценарий адаптировался из готовых блоков.

Подобные роботы все-таки оставались дорогостоящими и недоступными компаниям вне корпоративного сегмента. Внедрение роботов привязывалось к написанию технического задания, моделированию и адаптации. Заказчик не понимал смысла этих этапов и желал получить готовое решение «под ключ».

Прообраз маркетплейса: продажа готовых роботов

Появление готовых роботов стало новой вехой в развитии RPA. На основе наработок поставщиков RPA начали создавать универсальных роботов, которые применялись в различных сферах бизнеса с помощью предварительной настройки. Это привело к первым попыткам создать магазин готовых роботов, где востребованные решения продавались повторно.

Опираясь на «копилку знаний» вендоров, компании экономили время и ресурсы, которые в противном случае тратились на разработку решений с нуля. Это ознаменовало переход в сторону сборки комплексов из нескольких роботов. Однако отсутствие сервиса предоставления потребителям готовых решений оставалось препятствием дальнейшей эволюции.

Архивы с программным роботом загружались из каталога поставщика. Для оценки качества робота и проведения процедуры покупки требовались дополнительные знания и время. Рынок готовых роботов оставался разрозненным, представители отрасли продолжали разрабатывать аналогичных роботов с чистого листа. Открытым оставался вопрос инфраструктуры, в которой созданные роботы существовали и из которой управлялись.

«Закрытый» маркетплейс: экосистемы роботов для корпоративного рынка

Развитие технологии RPA перешло на новый этап с созданием закрытых экосистем программных роботов для корпоративного рынка. Если изначально корпорации выделяли ресурсы на внедрение и обслуживание точечных решений, то теперь получили доступ к развертыванию разработок в масштабах всего предприятия.

Экосистемы разрабатываются в соответствии с общим корпоративным стандартом для внутренних подразделений. Особенность закрытой экосистемы — единый центр управления. Благодаря инструменту роботы стали запускаться на отдельных машинах и выделенных серверах без необходимости прямого участия пользователя. Администраторы могут быстро предоставить пользователю доступ к библиотекам роботов из единой информационной базы, а также легко ограничить доступ в соответствии с расписанием.

Главный приоритет закрытых экосистем — безопасность. Утечка информации исключена как на уровне отдельного рабочего места, так и на уровне системы, работающей без необходимости доступа к внешним сетям.

Экосистемы в первую очередь ориентировались на корпорации с высоким уровнем зрелости процессов роботизации. Но со временем стало очевидно, что модель экосистемы способна трансформироваться до решений для малого и среднего бизнеса.

Облачные маркетплейсы готовых роботов для малого и среднего бизнеса

Облачные маркетплейсы готовых к использованию роботов изменили подход к роботизации в малом и среднем бизнесе. Инфраструктура, включающая готовый каталог роботов и центр управления правами и контролем доступа, преобразовалась в облачный сервис, который запускается в день начала использования сервиса.

Маркетплейс, как следующая ступень эволюции RPA, обзавелся рядом преимуществ. Во-первых, он делает услугу роботизации быстрой и минимально затратной. Витрина готовых решений позволяет бизнесу быстро получить доступ к интересующему роботу одним щелчком мыши. Как только запрос одобрен, робот становится доступен в приложении пользователя без необходимости загружать или отправлять программные архивы из сети.

Во-вторых, облачные маркетплейсы — это площадка одновременно и для разработчиков, и для заказчиков решений. Бизнес определят процессы для роботизации и подает заявку на разработку робота. Поставщики новых программных роботов проходят верификацию собственных разработок, после чего решение может приобрести каждый участник.

Маркетплейс становится «фабрикой программных роботов», где появляются сотни цифровых сотрудников, доступных для использования в компаниях любого масштаба. Облачные маркетплейсы с готовыми к использованию роботами меняют правила игры для малого и среднего бизнеса: лицензия на использование обходится дешевле разработки и внедрения.

ROBIN CLOUD — доступный «облачный» сервис

ROBIN CLOUD — маркетплейс, который предлагает бизнесу доступ к программным роботам и облачной инфраструктуре для их использования.

Запуская ROBIN CLOUD, бизнесу не требуется разворачивать собственные сервера. Сервис решает проблему отсутствия знаний в роботизации, предоставляя роботов, которые готовы к использованию. Настроить робота в конструкторе можно без знаний програмирования. С ROBIN CLOUD нет необходимости сразу приобретать дорогостоящую лицензию. Увеличивайте время использования робота постепенно, оценивая рентабельность инвестиций в роботизацию.

ROBIN CLOUD также предоставляет систему монетизации разработчиков. Партнеры оценивают спрос и создают востребованных на маркетплейсе роботов. Каждый разработанный робот при публикации на маркетплейсе фиксируется по авторским правам за разработчиком. Разработчик в этом случае получает существенную монетизацию своего труда и замотивирован создавать больше востребованных роботов.

Модель маркетплейса — эволюционный шаг вперед в развитии RPA, зародившейся как «кодинг» на низкоуровневых языках программирования. Платформы роботизации больше не определяются исключительно качеством и зрелостью инструментов разработки и запуска роботов, а скорее предъявляют требования к сервисной инфраструктуре. Маркетплейс становится легким и быстрым каналом связи между разработчиком, партнером платформы и заказчиком, что делает роботизацию доступной для большинства компаний.


Читать еще:

Оставьте заявку, и команда ROBIN поможет вашей компании найти «правильные» процессы для роботизации